Александр Скрябин (1872–1915)
– Симфоническая поэма «Мечты», ор.24
Николай Метнер (1879–1951)
– Концерт для фортепиано с оркестром №1 до минор, ор.33
Пётр Чайковский (1840–1893)
– Симфония №6 си минор «Патетическая», ор.74
Цикл концертов «КЛАССИКА БЕЗ ГРАНИЦ»
«РАССВЕТ И ЗАКАТ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»
Государственный академический симфонический оркестр Республики Беларусь
Главный дирижёр – народный артист Беларуси Александр Анисимов
Солист – лауреат международных конкурсов
Сергей Микулик (фортепиано)
Дирижёр – Александр Анисимов
***
«Серебряный век» – название периода в истории русского искусства в конце XIX – начале XX вв., данное по аналогии с «Золотым веком» (начало XIX в.). Рубеж веков стал «русским Ренессансом», временем, когда о русском искусстве заговорили во всем мире.
Серебряный век породил множество направлений и течений в философии и искусстве. Их объединяло одно: деятели культуры рубежа столетий искали новые способы самовыражения, новый художественный язык, который гармонично существовал бы в сочетании с культурными традициями ушедших эпох.
Одним из самых известных театральных проектов Серебряного века стали «Русские сезоны», которые организовывал в Европе и Америке С.Дягилев.
Благодаря «Русским сезонам» западные зрители увидели отечественную новаторскую живопись: декорации постановкам оформляли самые модные художники – Н.Гончарова, Л.Бакст, Н.Рерих; и услышали музыку новых композиторов – С.Прокофьева и И.Стравинского.
Композиторы Серебряного века искали новые средства музыкальной выразительности. Все чаще они вкладывали в музыку собственные эмоции и переживания – и это привело к изменениям музыкального языка.
Гармония в произведениях усложнилась, авторы стали уделять больше внимания тембру и ритму, а также полифонии – многоголосию, где все инструменты равнозначны. Композиторы продолжили развивать жанр оперы, например, П.Чайковский в «Иоланте», Н.Римский-Корсаков в «Кащее Бессмертном» и С.Рахманинов в «Скупом рыцаре». То же самое произошло с симфоническими жанрами: на место многочастных симфоний пришли одночастные, как в творчестве А.Скрябина.
Музыка объединилась и с литературой: многие композиторы начали создавать циклы произведений на стихи знаменитых поэтов. Так, Н.Метнер написал несколько произведений на стихи Гете.