По случаю празднования Национального Дня Румынии, 21 ноября на сцене Белорусского государственной филармонии состоится концерт выдающихся музыкантов-виртуозов румынского происхождения. Знаменитый скрипач Ремус Азоицей и талантливый пианист Эдуард Стан представят изысканную концертную программу из камерных сочинений для скрипки и фортепиано.
Плодотворное сотрудничество этих музыкантов началось давно - с записи первого в мире диска с произведениями для скрипки и фортепиано Джордже Энеску. И продолжается по сей момент.
Вот и в этот праздничный вечер опус всемирно известного румынского композитора, национального классика Джордже Энеску - соната №3 для скрипки и фортепиано «В румынском национальном духе» - прозвучит в исполнении этого дуэта во втором отделении концерта.
А в первой половине программы будут представлены произведения Иоганнеса Брамса, Клода Дебюсси и Камиля Сен-Санса, пропитанные бунтарским духом романтизма, насыщенные тонкими оттенками чувств и полные поэтических лирических красок.
Концерт состоится при поддержке Посольства Румынии в Республике Беларусь.
На сцене - знаменитый скрипач Ремус Азоицей, чью невероятную свободу исполнения и виртуозность, эмоциональную глубину и проникновенность отметил журнал «The Strad».
Как солист Ремус Азоицей сотрудничает с такими выдающимися дирижерами, как Лоуренс Фостер, Дмитрий Китаенко, Михаэль Зандерлинг, Габриэль Хмура, выступает с самыми престижными европейскими коллективами, среди которых Филармонический оркестр Радио Франции, Оркестр филармонии имени Дж.Энеску, Национальный оркестр Бельгии и Немецкий камерный оркестр.
Скрипка Ремуса Азоицей звучала в Зале имени Сэнфорда Вейла в Карнеги-холле и Зале Элис Тулли в Линкольн-центре в Нью-Йорке, на сцене зала Консертгебау в Амстердаме, в Концертном зале Корто в Париже, в «Концертхаус Берлин», в церкви Святого Мартина и Уигмор-Холле в Лондоне, Национальной концертной аудитории Мадрида, в Венском Концертхаусе, во Дворце искусств в Брюсселе.
Газета «The Washington Post», комментируя дебют артиста в столице США в декабре 2009 года на сцене Кеннеди-центра, писала: «Ремус Азоицей поразил мелодичной, чувственной кантиленой, которая дополнялась блестящей техникой исполнения».
С Ансамблем Шуберта скрипач записал альбом под лейблом Chandos. Выступал с большим количеством выдающихся музыкантов, среди которых виолончелисты Давид Герингас, Адриан Брендель, альтист Жерар Кассе.
В 2005 совместно с Найджелом Кеннеди исполнил Концерт для двух скрипок И.С.Баха, который транслировался по 19 радиостанциям и телеканалам Европы и Северной Америки, в том числе и по каналам Arte и Mezzo.
После дебюта в Лондонском Уигмор-холле в 2004 году таблоид «Sunday Express» писал: «Полный зрительный зал Уигмор-холла надолго запомнит эту программу. Это исключительный музыкант!».
Результатом плодотворного сотрудничества с пианистом Эдуардом Станом стал первый в мире диск с репертуаром для скрипки и фортепиано Джордже Энеску. В 2007 году звукозаписывающая компания Hänssler Classics выпустила еще два диска Азоицей. Диски получили награду и международное признание.
Журнал «The Strad» написал: «В Азоицеи есть все: невероятная чуткость, мягкость тона, впечатляющий эмоциональный и динамический диапазон...».
Журнал «The Gramophone»: «Изысканная и вместе с тем живая манера исполнения Ремуса Азоицей... Исключительный музыкант, сочетающий темперамент, мастерство и элегантность в особой манере...».
Ремус Азоицей учился у Дороти Делей, Масао Кавасаки, Ицхака Перлмана в Джульярдской школе в Нью-Йорке, где получил стипендию для обучения в магистратуре. В 2001 году он начал преподавать класс скрипки в Королевской академии музыки в Лондоне и вошел в историю этого учреждения как самый молодой преподаватель по классу скрипки. Именно он является основателем и художественным руководителем общества Джордже Энеску в Лондоне.
Ремус Азоицей играет на скрипке Николо Гальяно, изготовленной мастером в 1740 году.
Пианист румынского происхождения Эдуард Стан стал известным в возрасте 11 лет, когда переехал с родителями в Германию. Немецкая газета «Frankfurter Allgemeine Zeitung» однажды отметила манеру игры пианиста как «исключительное чувство тональности и оттенков».
Он выступал в зале имени Сэнфорда Вейла в Карнеги-холле, Зале Элис Тулли в Линкольн-центре в Нью-Йорке, Консертгебау в Амстердаме, в Зале Корто в Париже, «Концертхаус Берлин», в Берлинской филармонии, на сцене Люксембургской филармонии и на многих других престижных площадках. После дебюта в Уигмор-Холле в Лондоне портал «Classical Source» писал, что это было «мастерство в лучшем его проявлении».
За последних два года Эдуард Стан выступил с сольной программой на Международном камерном фестивале «Julitafestivalen» в Швеции, участвовал в культурной программе «Умео - Европейская столица», в проектах камерной музыки в Зале библиотеке «Playfair» (Эдинбург), Аудиториуме Сан-Феделе (Милан), Зале Королевы (Копенгаген), фестивале Ceresio Estate в Лугано.
После дебютного выступления с Оркестром филармонии имени Дж.Энеску, с Национальным оркестром Румынского радио пианист исполнил концертную программу с одним из ведущих оркестров Румынии в 2016 году. Его деятельность была отмечена яркими выступлениями во Дворце Фош (Лиссабон), Доме музыки (Порту), во время концертов, посвященных Ф.Шопену (Варшава), на Королевском фортепианном фестивале (Краков) и др. Во время гастрольного тура пианист побывал в Израиле - Хайфе и Иерусалиме.
Эдуард Стан сотрудничал с яркими дирижерами современности, такими как Кристиан Мандеаль, Кристиан Бадеа, Джин Ванг, Луц Келлер, выступал со скрипачкой Ниной Кармон, виолончелистом Ромен Гариу, кларнетистом Йоханнесом Пейтцем, а также со струнным квартетом «Voces», «Ad Libitum», «ConTempo».
Выход последнего альбома «Lied» Эдуарда Стана, записанный совместно с Петером Шоне (баритон), стал значительным событием музыкальной жизни 2012 года.
Запись первого в мире диска с репертуаром для скрипки и фортепиано Дж.Энеску с Ремусом Азоицей, записи двух дисков с фортепианным репертуаром от Баха до Дебюсси под лейблом «Hänssler Classic», записи произведений Шопена под лейблом «Thorofon» позволили судить о таких достоинствах исполнителя, как ярко выраженное собственное видение, обоснованная музыкальная интерпретация, широкая эрудиция - тех чертах, которые побуждают вспоминать лучшие времена великого музыканта Вильгельма Кемпфа.
В Академии музыкального и драматического искусств в Ганновере Эдуард Стан получил степень магистра. Его педагогами были Арье Варди, Карл-Хайнц Кеммерлинг, Мартин Дёрри, Герберт Блумстедт, Маттиас Гёрне, Карл Энгель, Борис Берман, Пауль Бадура-Шкода.