Билетная касса:

+375 17 331-16-17

Заказ билетов online

Петр Лихтен (скрипка), Юрий Гильдюк (фортепиано)

Дата: 15.04.2016 начало в 19:00
Категория: Камерная музыка

Петр Лихтен скрипка
заслуженный артист Республики Беларусь
Юрий Гильдюк фортепиано
 

В программе:
I отделение
Вольфганг Амадей МОЦАРТ (1756-1791)
– Соната ми минор, КV.304
Allegro
Tempo di menuetto

Франц ШУБЕРТ (1797-1828)
– Дуэт Ля мажор, ор.162
Allegro moderato
Scherzo: Presto
Andantino
Allegro vivace

II отделение
Людвиг ван БЕТХОВЕН (1770–1827)
– Соната № 4 ля минор, ор.23 (Посвящена графу Морицу фон Фрису)
Presto
Andante scherzoso, più Allegretto
Allegro molto

Йоганнес БРАМС (1833-1897)
– Соната №2 Ля мажор, ор.100
Allegro amabile
Andante tranquillo (vivace)
Allegro grazioso (quasi andante)

«Соната – это музыкальная беседа или воспроизведение разговора людей при помощи неживых инструментов».
К.Ф.Д.Шубарт «Мысли о музыкальной эстетике»
Моцарт. Соната ми минор для клавира и скрипки, КV.304 (1778)
Свою первую скрипичную сонату Моцарт начал сочинять в 1762 г., в возрасте 6 лет, последняя появилась в 1788, в один год с симфониями №39–41. Всего же композитор написал более трех десятков сонат для скрипки.
Скрипичная соната КV.304 ми минор вошла в сборник из шести сонат, выпущенный в 1778 г. в Париже с посвящением курфюрстине Пфальца и Баварии Элизабете Августе.
Сочинялись сонаты в феврале в Мангейме и в Париже без всякого заказа с чьей-либо стороны. Напротив, ради них Моцарт отложил срочную и очень нужную в финансовом отношении работу над флейтовыми квартетами и концертами. В письме к отцу он оправдывался: «Как Вы знаете, я тупею, если мне приходится все время писать для некоего инструмента (который я терпеть не могу); следовательно, время от времени я для перемены сочинял что-нибудь иное – клавирные дуэты со скрипкой».
Двухчастная Соната ми минор КV.304, резко порывающая с «галантным стилем», принадлежат к наиболее романтичным произведениям Моцарта. Её драматичная и страстная первая часть – в духе стилистики направления «Буря и натиск» - контрастирует финальному менуэту. Широкие, певучие темы, мечтательный лиризм и экспрессивные, поражающие мрачными прозрениями страницы сонаты неизменно вызывают не только восхищение слушателей, но и попытки связать ее музыкально-образный мир с фактами биографии композитора. Знаток моцартовского наследия Герман Аберт писал: «Таких глубоко трагичных звуков, как в скрипичной сонате e-moll, мы долгое время не слышали у Моцарта. Было ли это воспоминанием о мангеймской сердечной катастрофе, которое овладело им (в Мангейме Моцарта подстерегла любовь к Алоизии Вебер, старшей сестре его будущей жены, в штыки воспринятая его отцом), или проявлением чувства одиночества в чужом, враждебном городе? Во всей сонате... нет ни одного такта, который не был бы пережит пылким сердцем».

Шуберт. Дуэт Ля мажор для скрипки и фортепиано, ор.162 (1817)
Камерные произведения занимают особое место в творчестве Шуберта. Именно они в наибольшей мере раскрывают внутренний мир композитора, в них ярко отражается неповторимая атмосфера его любимой Вены.
Камерно-инструментальное наследие композитора включает четыре сочинения для дуэта скрипки и фортепиано: три сонаты (сонатины) Ре мажор, ля минор, соль минор, созданные в 1816 г., и соната (дуэт) Ля мажор 1817 г. В этих ранних сочинениях юношеская свежесть чувств, непосредственность и непринужденность домашнего музицирования, столь распространенного в Австрии того времени, сочетаются с моментами подлинно шубертовской глубины, тонкости и поэтичности.
Дуэт Ля мажор представляет собой классический четырехчастный цикл. Однако, сохраняя верность традициям своих великих предшественников, Шуберт создает свою Ля мажорную сонату как романтическое по духу высказывание. Здесь уже есть та проникновенность и художественная неповторимость, которыми отмечены его поздние камерно-инструментальные произведения. Здесь появляются и новые выразительные приемы, в частности замечательные модуляционные переходы, создающие богатейшие эмоциональные эффекты.

Бетховен. Соната №4 ля минор для скрипки и фортепиано, ор. 23 (1801)
Посвящена графу Морицу фон Фрису
Ко времени публикации сонаты (октябрь 1801 г.) Бетховен уже был автором Первой симфонии, ряда фортепианных сонат (в том числе «Патетической»), двух фортепианных концертов и ряда других произведений. Слава композитора росла, и помимо венских музыкальных издательств к нему обратилось знаменитое лейпцигское издательство «Брейткопф и Гертель» с предложениями опубликовать его сочинения.
I часть Presto написана в форме сонатного Allegro. Эта музыкальная форма очень богата драматургическими возможностями – столкновением и взаимопревращениями двух ее основных тем: главной и побочной. В середине I ч. Бетховен вводит новую музыкальную тему, что придает неожиданный поворот драматургии (этим композиционным приемом Бетховен некоторое время спустя воспользуется в I ч. Пятой симфонии.) Ретроспективно мы понимаем, что новая тема не случайна – этот музыкальный материал возвращается в коде I части.
II часть Andante scherzoso, piu allegretto. Поначалу это излюбленный Бетховеном тип скерцо. Значительный контраст привносит вторая тема – изложенная одноголосно у фортепиано, она затем разрабатывается как фуга.
Финал сонаты Allegro molto – стремительное рондо, в котором основная тема чередуется с многочисленными контрастными эпизодами.
В отличие от первых трех сонат для скрипки и фортепиано, принятых критикой сдержанно, эта соната получила сразу высокую оценку. Рецензия на сонаты ор. 23 и 24 в Немецкой музыкальной газете от 26 мая 1802 г.: «Нам доставляет немало радости, когда, просматривая множество вновь изданных фортепианных сочинений и среди большинства их все снова и снова обнаруживая произведения, в лучшем случае иногда немного приправленные новой мимолетной идеей, мы наконец нападаем на что-то новаторское, как эти две сонаты Бетховена».

Брамс. Соната №2 Ля мажор для скрипки и фортепиано, ор.100 (1886)
Брамсу принадлежат три сонаты для скрипки и фортепиано. «Эта триада во многом дополняет мир брамсовской поэтики. «Идеальный голос скрипки», соединяющий вокальную распевность со способностью растворения в «беспредельных просторах» инструментализма, возможность выявления контраста или единства скрипичного звучания с фортепиано – все это способствовало выражению лирической сущности брамсовского искусства» (Е.Царева).
Вторая соната, созданная летом 1886 г. во время отдыха в Хофштеттене на озере Тун, в любимой Брамсом Швейцарии, - самая лирическая и песенная из всех трех скрипичных опусов. Она словно выросла из вокальной стихии, пронизанная интонациями брамсовских шедевров «Звучат нежней свирели», «Как сирень», «Приди скорее», где буквально каждый мотив дышит задушевной теплотой и элегичностью.
Трехчастный цикл отличает удивительная художественная гармоничность и цельность. Лирико-драматическая экспрессия I части (Allegro amabile) оттеняется песенными мотивами и скерцозно-танцевальными наигрышами средней части (Andante tranquillo (vivace). В финале же (Allegro grazioso (quasi andante) вновь возвращаются настроения I части, причем они переплетаются здесь еще более тесно и «импровизационно».
Концертная судьба сонаты сразу же сложилась счастливо. Уже в сезоне 1886-1887 гг. публика познакомилась с еще не изданным произведением по рукописи. Брамс принимал участие в премьерах в Вене и Будапеште, с большим успехом выступая в концертах с известнейшими австрийскими музыкантами.

Петр Лихтен (скрипка), Юрий Гильдюк (фортепиано)