Білетная каса:

+375 17 396-16-17

Замаўленне квіткоў
Год качества

Дебюсси Клод Ашиль (1862 - 1918)

Исполнители

Дебюсси (Debussy) Клод Ашиль (22 VIII 1862, Сен-Жермен-ан-Ле, близ Парижа - 25 III 1918, Париж) - франц. композитор. С 1867 жил в Париже. В детстве обучался игре на фп. у Ж. Черутти и А. Моте де Флёрвиль. В1872 поступил в Парижскую консерваторию, где занимался у А. Ф. Мармонтеля (фп.), Э. Гиро (композиция). Будучи домашним пианистом рус. меценатки H. P. фон Мекк, сопровождал её в путешествиях по Европе; в1881 и 1882 посетил Россию, где познакомился с нек-рыми произв. рус. композиторов-классиков, написалсимфонию (считалась утерянной, была найдена и опубл. в 1933 в СССР в виде клавира). В 1884 окончилконсерваторию, получил Рим. пр. за кантату "Блудный сын" (на сл. Э. Гинана). В 1885-86 как стипендиат жил вРиме. В нач. 1887 вернулся в Париж. Сблизился с кружком поэтов и художников (представители символизма иимпрессионизма), возглавляемым С. Малларме. Д. выступал как дирижёр и пианист с исп. собств. произв. Впоследние годы жизни концертировал в качестве дирижёра во мн. европ. странах. В кон. 1913 вновь посетилРоссию, где дирижировал оркестром С. А. Кусевицкого в Москве и Петербурге. Последний концерт Д.-пианистасостоялся в 1917 в Сен-Жан-де-Люз (исп. вместе с Г. Пуле скрипичную сонату). Выступления Д. в печатиначались в 1901 (писал в "La Revue Blanche", "Musica", "Mercure de Franзe", "Gil Blas", "Le Figaro", "La RevueMusikale", "La Revue Bleu", "Paris-Journal" и др.). Как муз. критику ему были присущи тонкая проницательность, смелость, независимость, острота, но также и пристрастие к парадоксальности суждений.
        Кон. 70-нач. 90-х гг. - период формирования творч. индивидуальности композитора. Он усвоил опытфранц. лирич. оперы и лирич. романса (Ш. Гуно, Ж. Массне), нек-рые тенденции франц. инстр. музыки (от Г. Берлиоза до К. Сен-Санса), испытал влияния рус. музыки и творчества Р. Вагнера. На творч. становление Д. оказали воздействие совр. ему импрессионистская живопись и символистская поэзия Франции. Мн. сочиненияэтих лет - романсы на сл. Т. де Банвиля, П. Бурже, П. Вердена, С. Малларме, Ш. Бодлера и др.; фп. пьесы, вт.ч. "Арабески", "Штирийская тарантелла", "Бергамасская сюита" (1-я ред.); симф. пьесы, поэма для голоса сорк. "Дева-избранница" - уже несут черты творческой оригинальности Д.: мечтательную и утончённуючувственность, культивирование зыбких ощущений и настроений, склонность к изысканному колориту, антитезы печального сдержанного лиризма и восторженных порывов к радости. В поэме "Дева избранница" особенно ясно наметилось стремление Д. к символич. отвлечённости образов. В её мелосе, гармонии, оркестровке ощущается пластическая неопределённость, свидетельствующая о становлении характерныхсторон зрелого стиля композитора. 1892-1905 - наиболее яркий период творчества Д. Он создал орк. "Прелюдию к "Послеполудню фавна"" (по эклоге Малларме, 1892-94), отмеченную утончённой и слегкапечальной поэзией чувств. любований. Она явилась как бы манифестом импрессионизма в музыке. Выдающееся произв. Д. - орк. триптих "Ноктюрны" (1897-99), в к-ром он достиг непосредств. и правдивойпередачи впечатлений, свободной поэтич. звукописи (ярчайший образец картинной импрессионистскойзвукописи - "Облака", первый из "Ноктюрнов"). В 1893-1902 Д. работал над оперой "Пеллеас и Мелизанда" (посюжету и с использованием текста одноим. драмы М. Метерлинка).
 К. А. Дебюсси. "Пеллеас и Мелизанда". Страница партитуры. Автограф.
        Это произв. демонстрирует и импрессионизм Д., и его склонность к сумеречным образам символистскогосклада. Здесь как бы намеренно замкнутость, скрытность, скованность эмоций противопоставлены ихнеистовству у Р. Вагнера (в опере "Тристан и Изольда"). Опера "Пеллеас и Мелизанда" отмечена тонкимпсихологизмом, чутким и правдивым воплощением интонаций франц. речи в муз. ткани речитативов.
        В творчестве Д. нашли воплощение и радостные, ликующие образы, родственные нек-рым тенденциямимпрессионизма в живописи. Таковы фп. пьеса "Остров радости" (1904), косвенно связанная с впечатлениямиот картины А. Ватто "Отплытие на Цитеру", 3 симф. эскиза "Море" (1903-05). В этом сочинении широкоразвёрнута симф. пейзажность, отмеченная богатством и тонкостью звуковых красок. Вместе с тем "Море" выражает контрасты человеческих эмоций. "Море" - самое крупное из симф. произв. Д. Внушительностьмасштабов, яркость красок не были превзойдены в более поздних соч. композитора.
        Последний период творчества Д. (1905-17) ознаменовался усилением внешних и внутр. противоречий. Рост революц. событий и воен. конфликтов (с 1905) подверг хрупкое, созерцат. иск-во Д. испытаниям. В симф. сюите "Иберия" (1908), при всей её картинности, выступили жестковатость и графичность образов. В музыке кмистерии Г. Д'Аннунцио "Мученичество св. Себастьяна" (1911) проявились черты скорбного смятения, тревожных страстей и зловещих предчувствий. Нек-рые эпизоды этого произв. свидетельствуют онаметившихся в творчестве Д. новых тенденциях неоклассицизма. Балет "Игры" (1912), партитура к-рогопоражает сложностью тембровых линий, "мазков" и оттенков, отразил новый этап творчества Д.: на первыйплан выступает виртуозно изобретательная игра звуков.
        На события 1-й мировой войны 1914-18 Д. откликнулся рядом произв. ("Героическая колыбельная" дляфп., 1914; сюита "Белым и чёрным" для 2 фп., 1915; "Рождество детей, не имеющих больше крова" для голосаи фп., на собств. текст, 1915), в к-рых стремился противопоставить чувства добра и справедливостиварварским агрессивным силам. Подчёркивая свой патриотизм, Д. стал подписываться в эти годы: "КлодДебюсси, французский музыкант". Своей главной задачей он считал воспевание красоты в противовесужасным деяниям войны, калечащим тела и души людей, уничтожающим ценности культуры. Несмотря наоживление творч. деятельности, Д. был глубоко подавлен событиями войны, сковавшими его вдохновение. С1915 Д. тяжело болел, что также отразилось на творчестве.
        В последних сочинениях Д. - соната для виолончели и фп., 12 этюдов для фп. (1915) - заметнеепроявляются неоклассич. тенденции, едва наметившиеся в предыдущих его произв. Эти соч. полны богатойкомпозиторской фантазии, но лишены былой трепетности. Обращаясь к заветам франц. композиторов 17-18вв., Д. писал изящную, мастерскую, но в известной мере стилизованную музыку. Значение Д. определяется гл. обр. сочинениями среднего периода творчества, когда расцвело его дарование как крупнейшегопредставителя импрессионизма в музыке. Д. создал импрессионистскую мелодику, отличающуюсяделикатностью и гибкостью нюансов, но в то же время известной расплывчатостью, неопределённостью. В егомелодике переходы-переливы преобладают над ясностью рисунка, движение - над кристаллизацией, изменчивость - над устойчивостью. Важнейшие её качества - хрупкость, капризность, стушёванность контуров. Отсюда и тематизм Д. лишён чёткой определённости, завершённости. Темы не организуют развития целого, арасцвечивают его яркими бликами. Суть импрессионистской полифонии Д. - в наложении и сплетенииколористич. штрихов, совокупность к-рых достигает подчас (особенно в орк. произв.) большой сложности. Ритмика Д. сочетает разнообразие деталей, бесчисленность мельчайших оттенков с отходом от чётких ишироких ритмич. обобщений. Гармония Д. также обнаруживает преобладание частного над общим, деталейнад целым. Колорит каждой гармонии для Д. гораздо важнее, чем логически функциональная связь гармониймежду собой. Тональность утрачивает напряжённую структуру: не исчезая вовсе, она сохраняет лишьзначение колористич. тона с гегемонией бесконечно варьируемой тонич. функции. Стремясь к постоянному"мерцанию" гармонич. красок, Д. использует в колористич. плане натуральные лады, пентатонику, целотонность (с её увеличенными трезвучиями). Усложняя гармонич. средства, он пришёл к многообразнымсовмещениям гармоний, элементам политональности. Аналогичны черты, присущие инстр. фактуре(оркестровке, пианизму и т.п.). Пианистич. стиль Д. отличается непринужд. трактовкой регистров. Он находилбесчисл. градации фп. звучностей. Часто использовал большой состав оркестра, но редко прибегал к громким, суммарным эффектам. Он заменил привычные обобщения инстр. масс последовательной детализацией. Композитор тяготел к расшатыванию, вытеснению и замене установившихся логич. связей, фигур, приёмовсвободной игрой колористич. элементов, трепетной изменчивостью звуковой ткани. Тем не менее музыка Д. не хаотична, поскольку она сочетает зыбкость муз. образов с ясностью и простотой формы. Особое значениеу Д. получили 3-частные формы разной меры сложности и протяжённости, осн. на сравнительно мягкихконтрастах. Д. постоянно писал программную музыку, но это - типично импрессионистская программность, провозглашающая завуалированную образность, полную неясных намёков, способную возбуждать фантазию. Программность Д. обычно избегает сюжетности, там, где эта сюжетность намечается, она носит скрытыйхарактер.
        Д. разносторонне развил способность музыки к предельно утончённому и смутно волнующему отражениюи воплощению оттенков человеч. эмоций и явлений природы. В то же время ему не были чужды светлыесолнечные образы, проникнутые радостным ощущением полноты и яркости жизни. Д. отстаивал высокиеэстетич. требования к музыке, противопоставляя пошлой ограниченности и вульгарности мещанского вкусаподлинно прекрасное в жизни и иск-ве. Д. принадлежит к величайшим мастерам франц. и мировой музыки нарубеже 19-20 вв. Его творчество оказало влияние на композиторов мн. стран.
Основные даты жизни и деятельности
        1862.-22 VIII. В Сен-Жермен-ан-Ле (около Парижа) в семье небогатого совладельца лавки фаянсовыхизделий Манюэля Ашиля Д. родился сын - Клод Ашиль.
        1887.- Переезд семьи Д. в Париж.
        1870.- Занятия с А. Моте де Флёрвиль (фп.).
        1872.-22 X. Поступление в Парижскую консерваторию. - Занятия в классах А. Ф. Мармонтеля (фп.), А. Лавиньяка (сольфеджио). 1876.- 1-я пр. по сольфеджио. - 16 I. Первое публичное выступление в концерте в г. Шони (как пианиста в ансамбле и аккомпаниатора певицы Л. Мендес). Восторженные отзывы провинц. прессы(Д. называют "маленьким Моцартом"),
        1877.- 2-я пр. по классу фп. - 24 XI. Занятия в классе Э. Дюрана (гармония и аккомпанемент). - Первыекомпозиторские опыты.
        1878.- Создание романса "Звёздная ночь" на сл. Т. де Банвиля (первая рукопись Д., приобретённаяиздателем).
        1879.- Д. (по рекомендации Мармонтеля) проводит лето в замке Шенонсо (близ г. Тур) в качествепианиста и участника домашних ансамблей в семье любительницы музыки М. Пелуз-Уильсон. - X. Поступление в класс О. Базиля (чтение партитур).
        1880.- 1-й приз по чтению партитур, давший Д. право поступить в класс композиции. - VII-X. Служба у рус. меценатки H. P. фон Мекк в качестве пианиста (занятия с детьми, впоследствии также участие в домашнемтрио). - Путешествие с семейством Мекк по Европе. - Знакомство с Р. Вагнером. - Возвращение в Париж, работа пианистом-аккомпаниатором на курсах пения г-жи Маро-Сенти. - Знакомство с певицей М. Б. Ванье иеё мужем - архитектором Э. Ванье, сыгравшими важную роль в творч. развитии композитора. - 24 XII. Поступление в класс композиции Э. Гиро.
        1881.- Поездка в Россию и Италию (с семьёй Мекк). - Знакомство с произв. рус. композиторов (А. П. Бородина, М. П. Мусоргского и др.).
        1882.-12 V. Первое публичное исп. произв. Д. в концерте (выступление Д. со скрипачом М. Тиберсом ипевицей Ванье). - Вторая поездка (с Мекк) в Россию, затем в Вену (Д. слушает оперу "Тристан и Изольда"). - Создание первой серии романсов "Галантные празднества" (посв. М. Б. Ванье). - Знакомство с поэзией П. Верлена, С. Малларме.
        1883.- 2-я Рим. пр. за кантату "Гладиатор".
        1884.-27 VI. Рим. пр. за кантату "Блудный сын". - Работа в хор. любит. об-ве "Ла Конкордия" в качествеаккомпаниатора (президентом об-ва был в то время Ш. Гуно).
        1885.-27 I. Отъезд в Рим (в качестве стипендиата) на виллу Медичи. - Поездка на каникулы в Париж. - VII. Знакомство с П. Дюка. - Знакомство в Италии с Р. Леонкавалло, А. Бойто, Дж. Верди. - Встреча с Ф. Листом. - Изучение музыки Палестрины и О. ди Лассо.
        1887.-II. Возвращение (досрочное) из Рима в Париж. - Сближение с кружком С. Малларме. - Встреча вВене с И. Брамсом.
        1888.- Поездка Д. в Байрёйт, на представление опер "Парсифаль" и "Мейстерзингеры" Вагнера. - Встречаи начало долголетней дружбы с Р. Годе.
        1889.-8 I. Вступление в чл. Нац. муз. об-ва. - Знакомство и сближение с комп. Э. Шоссоном и В. д'Энди. - Вторая поездка в Байрёйт (слушает оперу "Тристан и Изольда"). Разочарование в музыке Вагнера: Д. считает, что он, как француз, должен идти иными, чем Вагнер, путями. - Изучение клавира (в ориг. ред.) оперы "БорисГодунов" Мусоргского. - Большой интерес к рус. классич. музыке (слушает концерты под упр. Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Глазунова).
        1890.- Встречи с видными поэтами и прозаиками того времени (посещение "Книжной лавки независимыхискусств" Э. Байи).
        1891.- Начало дружбы с комп. Э. Сати, продолжавшейся до смерти Д. - Знакомство с творчеством М. Метерлинка.
        1892.- Замысел оперы на сюжет драмы Метерлинка "Пеллеас и Мелизанда".
        1893.- Поездка в Гент, вызванная необходимостью свидания с Метерлинком в связи с работой над оперой"Пеллеас и Мелизанда". - Встреча в Брюсселе с Э. Изаи. - Начало близкой дружбы с писателем П. Луисом.
        1894.-20 I. Исп. Д. (вместе с Р. Шансарелем) фп. перелож. "Испанского каприччио" Римского-Корсакова вконцерте Нац. муз. об-ва. - 23 XII. Первое исп. в концерте Нац. муз. об-ва "Прелюдии к "Послеполудню фавна" в присутствии Малларме (большой успех).
        1896.- Посещение концертов-лекций П. Д'Альгейма и М. Олениной-Д'Альгейм, посв. творчествуМусоргского.
        1899.-19 X. Женитьба на Р. Тексье.
        1901.-IV-XII. Работа над критич. статьями для журн. "Revue Blanche". - Знакомство с писателем П. Ж. Туле. - Замысел оперы о Тристане ("чтобы восстановить легендарный характер Тристана, столь искажённыйВагнером").
        1902.- Ухудшение отношений с Метерлинком из-за отказа Д. поручить роль Мелизанды артистке Ж. Леблан (жене писателя). - 30 IV. Премьера оперы "Пеллеас и Мелизанда" в т-ре "Опера комик" (дирижёр - А. Мессаже, Мелизанда - П. Гарден, Пеллеас - Ж. Перье). - VI. Замысел оперы на тему новеллы Э. По "Чёрт наколокольне". - Замысел оперы "Как вам это понравится" (по Шекспиру).
        1903.-III. Награждение орденом Почётного легиона. - I-VI. Сотрудничество в парижской газ. "Gil Blas" вкачестве муз. корреспондента.
        1905.-2 VIII. Развод с Р. Тексье.
        1906.-25 III. Встреча с Р. Штраусом. - Знакомство с писателем В. Сегаленом.
        1907.-VIII. Замысел оперы на тему "Орфея" (предложение Сегалену написать либр.).
        1908.-19 I. Первое выступление Д. как дирижёра (исп. "Море") в концерте Колонна в Париже. - 20 II. Женитьба на Э. Бардак. - 1 II. Поездка в Лондон (Д. исп. свои произв. "Море", "Прелюдия к "Послеполуднюфавна", "Дева-избранница"). - 2 IV. Премьера оперы "Пеллеас и Мелизанда" в т-ре "Ла Скала" (под упр. А. Тосканини). - 5 VII. Подписание Д. контракта с Дж. Гатти-Казацца, предоставляющего нью-йоркскому т-ру"Метрополитен-опера" право постановки задуманных опер: "Падение дома Эшеров", "Чёрт на колокольне", "Легенда о Тристане".
        1909.-II. Назначение Д. чл. Высшего педагогич. совета Парижской консерватории. - Первые признакизаболевания раком. - Выступления в концертах: 25 II - в Лондоне (исп. "Ноктюрнов" и "Фавна"), III - в Париже. - V. Поездка в Лондон на премьеру оперы "Пеллеас и Мелизанда" в т-ре "Ковент-Гарден". - IX. Издание вПариже первой монографии о Д. (написана Л. Лалуа). - Работа над оперой "Падение дома Эшеров".
        1910.-2 III. Первое исп. "Весенних хороводов" под упр. Д. - 17 IV. Встреча с Г. Малером. - 25 VI. Присутствие на премьере "Жар-Птицы" Стравинского. Встреча с И. Стравинским в Бельвью. - 25 XI. Началопереписки между Д. и Г. Д'Аннунцио. - 10 XII. Встреча в Париже с Д'Аннунцио (Д. соглашается написать музыкук его мистерии "Мученичество св. Себастьяна").
        1911.-I-нач. V. Работа над музыкой к мистерии Д'Аннунцио. - 25 и 29 III. Выступления Д. как дирижёра ипианиста в Париже. - 22 V. Премьера "Мученичества св. Себастьяна" в парижском т-ре "Шатле" (ИдаРубинштейн - в роли Себастьяна, декорации Л. Бакста). - Встречи с Р. Штраусом и Э. Элгаром. - Отказ Д. отпоездки в США.
        1912.-5 и 12 III. Конц. выступления Д. (в качестве пианиста и аккомпаниатора) в Париже. - 29 V. Премьерабалета В. Нижинского на музыку "Прелюдии к "Послеполудню фавна" (труппа С. П. Дягилева, т-р "Шатле", Париж). - XI. Сотрудничество в "La Revue Musicale" в качестве муз. критика.
        1913.-15 V. Премьера балета "Игры" (труппа С. Дягилева, т-р Елисейских полей, Париж). - 1-16 XII. Конц. поездка в Россию по приглашению С. А. Кусевицкого (выступления в Москве и Петербурге).
        1914.-5 II. Концерт Д. и скрипача А. Гартмана в Париже (сонатный вечер). - II-III. Конц. выступления вРиме, Гааге, Париже (в качестве пианиста). - IV-IX. Поездка в Брюссель, Лондон, Анже. - XI. Сочинение"Героической колыбельной" для фп., посв. бельг. королю Альберту I и его солдатам, как отклик Д. на события1-й мировой войны.
        1915.-I-III. Редактирование (по заказу изд-ва Дюрана) произв. Ф. Шопена. - Завершение 2 тетрадейэтюдов, посв. "памяти Ф. Шопена", и сюиты для 2 фп. "Белым и чёрным" с эпиграфом из "Баллады о врагахФранции" Ф. Вийона. - Ухудшение состояния здоровья. - 7 XII. Операция.
        1916.-IV. Отказ от проектировавшейся поездки в США. - Редактирование скрипичной сонаты И. С. Баха. - IX. Окончание второго варианта либр. оперы "Падение дома Эшеров". - Работа над кантатой "Ода Франции" (на текст Лалуа), где символом Франции должна быть Жанна д'Арк.
        1917.-22 III и 25 IV. Участие Д. (вместе с д'Энди) в двух благотворит. концертах в Париже. - 5 V. Исп. Д. соскрипачом Г. Пуле в Париже скрипичной сонаты (последнее произв. Д.). - 7 X. Последнее публичноевыступление Д. (в Сен-Жан-де-Люз; исп. с Пуле скрипичной сонаты). - Вторая операция.
        1918.-25 III. Смерть Д. в Париже. - 29 III. Похороны на кладбище Пер-Лашез.
        1919.- Перенос праха Д. на кладбище Пасси.
Сочинения: оперы - Родриг и Химена (1891-92, не оконч.), Пеллеас и Мелизанда (лирич. драма по М. Метерлинку, 1893-1902, пост. 1902, т-р "Опера комик", Париж); балеты - Игры (Jeux, либр. В. Нижинского, 1912, пост. 1913, т-р Елисейских полей, Париж), Камма (Khamma, 1912, фп. клавир; оркестровка Ш. Кёклена, конц. исп. 1924, Париж), Ящик с игрушками (La Boоte а Joujoux, детский балет, 1913, перелож. для 2 фп., оркестровка А. Капле, ок. 1923); для солистов, хора и орк. - Даниэль (кантата, 1880-84), Весна (Printemps, 1882), Призыв (Invocation, 1883; сохранилась фп. и вок. партии), Блудный сын (L'enfant prodigue, лирич. сцена, 1884), Диана в лесу (кантата, по героич. комедии Т. де Банвиля,1884-1886, не оконч.), Дева-избранница (LaDemoiselle йlue, лирич. поэма, на сюжет поэмы англ. поэта Д. Г. Россетти, франц. пер. Г. Сарразена, 1887-88), Ода Франции (Ode а la France, кантата, 1916-17, не оконч., после смерти Д. эскизы закончены и напечатаны М. Ф. Гайаром); для орк. - Триумф Вакха (дивертисмент, 1882), Интермеццо (1882), Весна (Printemps, симф. сюита в 2 ч., 1887; заново оркестрована по указаниям Д. франц. комп. и дирижёром А. Бюссе, 1907), Прелюдия к Послеполудню фавна (Prйlude а L'aprиs midi d'un faune, по одноим. эклоге С. Малларме, 1892-94), Ноктюрны: Облака, Празднества, Сирены (Nocturnes: Nuages, Fкtes; Sirиnes, с жен. хором; 1897-99), Море (Lamer, 3 симф. эскиза, 1903-05), Образы: Жиги (оркестровка закончена Капле), Иберия, Весенние хороводы(Images: Gigues, Iberia, Rondes de printemps, 1906-12); для инструмента с орк. - Сюита для влч. (Интермеццо, ок. 1880-84), Фантазия для фп. (1889-91), Рапсодия для саксофона (1903-05, не оконч., завершена Ж. Ж. Роже-Дюкасом, опубл. 1919), Танцы (для арфы в сопр. струн. орк., 1904), Первая рапсодия для кларнета(1909-10, первонач. для кларнета и фп.); камерно-инстр. ансамбли - фп. трио (G-dur, 1880), струн. квартет (g-moll, op. 10, 1893), соната для флейты, альта и арфы (1915), соната для влч. и фп. (d-moll, 1915), соната дляскр. ифп. (g-moll, 1916); для фп. в 2 руки - Цыганский танец (Danse Bohйmienne, 1880), Две арабески (1888), Бергамасская сюита (1890-95), Грёза (Rкverie), Баллада (Ballade slave), Танец (Штирийская тарантелла), Романтический вальс, Ноктюрн, Мазурка (все 6 пьес - 1890), Сюита (1901), Эстампы (1903), Остров радости(L'Isle joyeuse, 1904), Маски (Masques, 1904), Образы (Images, 1-я серия, 1905; 2-я серия, 1907), Детскийуголок (Children's corner, сюита для фп., 1906-08), Двенадцать прелюдий (1-я тетрадь, 1910; 2-я тетрадь, 1910-13), Героическая колыбельная (Berceuse Hйroпque pour rendre hommage а S. M. le Roi Albert 1-er des Belges etа ses soldats, 1914; орк. ред., 1914), Двенадцать этюдов (1915) и др.; для фп. в 4 руки - Дивертисмент иAndante cantabile (ок. 1880), симфония (h-moll, 1 ч., 1880, найдена и опубл. в Москве, 1933), Маленькая сюита(1889), Шотландский марш на народную тему (первонач. назв.: Marche des anciens Comtes de Ross - йcossaise, 1891, также перелож. для симф. орк. Д.), Шесть античных эпиграфов (Six йpigraphes antiques, 1915) и др.; для2 фп. в 4 руки - Линдараха (Lindaraja, 1901), Белым и чёрным (En blanc et noir, сюита из 3 пьес, 1915); дляфлейты - Флейта Пана (Syrinx, 1912); для хора a cappella - Три песни Шарля Орлеанского (1898-1908); дляголоса с фп. - Песни и романсы (сл. Т. де Банвиля, П. Бурже, А. Мюссе, М. Бушора, ок. 1876), Три романса (сл. Л. де Лиля, 1880-84), Пять стихотворений Бодлера (1887-89), Забытые ариетты (Ariettes oubliйes, сл. П. Верлена, 1886-88), Два романса (сл. Бурже, 1891), Три мелодии (сл. Верлена, 1891), Лирические прозы (Proseslyriques, сл. Д., 1892-93), Песни Билитис (Chansons de Bilitis, сл. П. Луиса, 1897), Три песни Франции (Troischansons de France, сл. Ш. Орлеанского и Т. Эрмита, 1904), Три баллады на сл. Ф. Вийона (1910), Тристихотворения С. Малларме (1913), Рождество детей, не имеющих больше крова (Noлl des enfants qui n'ontplus de maisons, сл. Д., 1915) и др.; музыка к спектаклям драм. т-ра - Король Лир (эскизы и наброски, 1897-99), Мученичество святого Себастьяна (музыка к одноименной оратории-мистерии Г. Д'Аннунцио, 1911); транскрипции - произв. К. В. Глюка, Р. Шумана, К. Сен-Санса, Р. Вагнера, Э. Сати, П. И. Чайковского (3 танцаиз балета "Лебединое озеро") и др.Литературные сочинения: Monsieur Croche - antidillettante, P., 1921; Статьи, рецензии, беседы, пер. с франц., коммент. А. Бушен, вступ. ст. Ю. Кремлёва, М.-Л., 1964; Mousieur Croche et autres ecrits. Edition complйt de sonoeuvres critique. P., 1971; и др.Письма: Correspondance inйdite de Claude Debussy et Ernest Chausson, "RM", 1925, 1 dйcembre, Numйrospйcial; Lettres de Claude Debussy а son йditeur publiйes par J. Durand, P., 1927; Correspondance de ClaudeDebussy et P.-J. Toulet, P., 1929; Lettres de Claude Debussy а A. Messager (L'Enfance de Pellйas), P., 1938; Lettresа deux amis. Soixante-dix-huit lettres inйdites а R. Godet et а G. Jean-Aubry, P., 1942; Correspondance de ClaudeDebussy et Pierre Louis (1893-1904). Recueillie et annotйe par H. Borgeaud avec une introduction de G. Jean-Aubry, P., 1945; Claude Debussy et G. D'Annunzio. Correspondance inйdite, prйsentйe par G. Tosi, P., 1948; Lettresinйdites а A. Caplet (1908-1914). Recueillies et prйsentйes par E. Lockspeiser. Avant-propos d'A. Schaeffner, Monaco, 1957; Lettres de Claude Debussy а sa femme Emma. Prйsentйes par Pasteur Vallery Radot, P., 1957; Debussy et Edgar Poe. Manuscrits et documents inйdits recueillis et prйsentйs par E. Lockspeisйr. Prйface d'A. Schaeffner, Monaco, 1961; Segalen et Debussy. Textes recueillis et prйsentйes par A. Joly-Segalen et A. Schaeffner, Monaco, 1962.Литература: Шенневьер Д., Клод Дебюсси и его творчество, пер. с франц., М., 1914; Браудо Е., ТворчествоКлода Дебюсси, "Аполлон", 1915, No 10; Каратыгин В., Музыкант-импрессионист, "Речь", 1915, 21 окт., No 290; его же, Клод Дебюсси, "Наш век", 1918, 30 марта, No 90; см. также: Каратыгин В. Г., Избр. статьи, М.-Л., 1965; Кремлёв Ю., Об импрессионизме Клода Дебюсси, "СМ", 1934, No 8; его же, Клод Дебюсси, М., 1965; АльшвангA., Клод Дебюсси, М., 1935; его же, Произведения К. Дебюсси и М. Равеля, М., 1963; Французская музыкавторой половины XIX века. Сб. переводных работ. Вступит. статья, ред. М. С. Друскина, М., 1938; Катала Ж., Заметки об эстетике Дебюсси, "СМ", 1955, No 1; Мясковский Н. Я., Статьи, письма, воспоминания, т. 2, М., 1960; Алексеев А. Д., Французская фортепианная музыка конца XIX и начала XX века, М., 1961; Крейн Ю., Симфонические произведения Клода Дебюсси, М., 1962; Розеншильд К., Молодой Дебюсси и егосовременники, М., 1963; Мартынов И., Клод Дебюсси, М., 1964; Hестьев И., На рубеже двух столетий, М., 1967; Фришман Д., Программность и музыкальная форма в фортепианных прелюдиях Дебюсси, в сб.: Музыка исовременность, вып. 7, М., 1971, с. 122-63; Daly W. H., Debussy, a study in modern music, Edinb., 1908; LiebiсhL., Сlaude-Achille Debussy, L., 1908; Rolland R., "Pellйas et Mйlisande" С. Debussy, в его кн.: Musiciensd'aujourd'hui, P., 1908 (рус. пер. - Музыканты наших дней, Собр. муз.-историч. соч., т. 5, М., 1938); Laloy L., Claude Debussy, P., 1909, 1944; Setaccioli G., Debussy e un innovatore, Roma, 1910; Chenneviйre D., ClaudeDebussy et son oeuvre, P., 1913; Suarйs A., Debussy, P., 1922, 1936; Jardi1ier R., Claude Debussy, Dijon, 1922; Raо1i R., Claude Debussy, Firenze, 1924, 1951; Va11as L., Claude Debussy, P., 1926; его же, Claude Debussy etson temps, P., 1932, 1958; Koechlin Ch., Debussy, P., 1927, 1956; Boucher M., Claude Debussy, P., 1930; LйpineJ., La vie de Claude Debussy, P., 1930; Dumesni1 M., How to play and teach Debussy, N. Y., 1932; его же, ClaudeDebussy, master of dreams, N. Y., 1940; Decsey E., Claude Debussy. Biographie, Graz, 1936; его же, DebussysWerke, Graz - W., 1949; Lockspeiser E., Debussy, L. - N. Y., 1936, N. Y., 1951; его же, Debussy, his life and mind, v. 1, L., 1962, v.2, L., 1965, 1966; Thompson O., Debussy, man and artist, N. Y., 1937, 1940; Strobe1 H., ClaudeDebussy, Z., 1943, 1961; Kett ing P., Claude-Achille Debussy, N.Y., 1947; Danckert W., Claude Debussy, В., 1948, 1950; Ferchault G., Claude Debussy, P., 1948; Ma1ipiero R., Debussy, Brescia, 1948; Rutz H., Claude Debussy, Mьnch., 1950; Schmitz E. R., The piano works of Claude Debussy, N. Y., 1950, 1966; Verhааr A., Het Leven vanClaude Debussy, Den Haag, 1951; Gauthier A., Debussy. Documents iconographiques, Gen., 1952; Inge1breсht G. et D. E., Claude Debussy, P., 1953, 1962; Don1iez P., Claude Debussy, Haarlem, 1954; Tatry R., Debussy, Lyon, 1957; Vuillermoz E., Claude Debussy, Gen., 1957, 1962; PasteurVallery-Radоt, Tel йtait Claude Debussy, P., 1958; Barraquй J., Claude Debussy, P., 1962; Dietschy M., La passion de Claude Debussy, Neuchвtel, 1962; Tienot Y. etd'Estrade-Guerra O., Debussy. L homme, son oeuvre, son milieu, P., 1962; Gо1ea A., Claude Lebussy, l'homme etson oeuvre, P., 1965.

Ю. А. Кремлёв.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.