Білетная каса:

+375 17 396-16-17

Замаўленне БІЛЕТАЎ

Год качества

Дебюсси Клод Ашиль (1862 - 1918)

Исполнители

Дебюсси (Debussy) Клод Ашиль (22 VIII 1862, Сен-Жермен-ан-Ле, близ Парижа — 25 III 1918, Париж) — французский композитор. С 1867 жил в Париже. В детстве обучался игре на фп. у Ж. Черутти и А. Моте де Флёрвиль. В 1872 поступил в Парижскую консерваторию, где занимался у А. Ф. Мармонтеля (фп.), Э. Гиро (композиция). Будучи домашним пианистом рус. меценатки H. P. фон Мекк, сопровождал её в путешествиях по Европе; в 1881 и 1882 посетил Россию, где познакомился с нек-рыми произв. рус. композиторов-классиков, написал симфонию (считалась утерянной, была найдена и опубл. в 1933 в СССР в виде клавира). В 1884 окончил консерваторию, получил Рим. пр. за кантату «Блудный сын» (на сл. Э. Гинана). В 1885-86 как стипендиат жил в Риме. В нач. 1887 вернулся в Париж. Сблизился с кружком поэтов и художников (представители символизма и импрессионизма), возглавляемым С. Малларме. Дебюсси выступал как дирижёр и пианист с исп. собств. произв. В последние годы жизни концертировал в качестве дирижёра во мн. европ. странах. В кон. 1913 вновь посетил Россию, где дирижировал оркестром С. А. Кусевицкого в Москве и Петербурге. Последний концерт Дебюсси-пианиста состоялся в 1917 в Сен-Жан-де-Люз (исп. вместе с Г. Пуле скрипичную сонату). Выступления Дебюсси в печати начались в 1901 (писал в «La Revue Blanche», «Musica», «Mercure de Franзe», «Gil Blas», «Le Figaro», «La Revue Musikale», «La Revue Bleu», «Paris-Journal» и др.). Как муз. критику ему были присущи тонкая проницательность, смелость, независимость, острота, но также и пристрастие к парадоксальности суждений.

Кон. 70-нач. 90-х гг. — период формирования творч. индивидуальности композитора. Он усвоил опыт франц. лирич. оперы и лирич. романса (Ш. Гуно, Ж. Массне), нек-рые тенденции франц. инстр. музыки (от Г. Берлиоза до К. Сен-Санса), испытал влияния рус. музыки и творчества Р. Вагнера. На творч. становление Дебюсси оказали воздействие совр. ему импрессионистская живопись и символистская поэзия Франции. Мн. сочинения этих лет — романсы на сл. Т. де Банвиля, П. Бурже, П. Вердена, С. Малларме, Ш. Бодлера и др.; фп. пьесы, в т.ч. «Арабески», «Штирийская тарантелла», «Бергамасская сюита» (1-я ред.); симф. пьесы, поэма для голоса с орк. «Дева-избранница» — уже несут черты творческой оригинальности Дебюсси: мечтательную и утончённую чувственность, культивирование зыбких ощущений и настроений, склонность к изысканному колориту, антитезы печального сдержанного лиризма и восторженных порывов к радости. В поэме «Дева избранница» особенно ясно наметилось стремление Дебюсси к символич. отвлечённости образов. В её мелосе, гармонии, оркестровке ощущается пластическая неопределённость, свидетельствующая о становлении характерных сторон зрелого стиля композитора. 1892-1905 — наиболее яркий период творчества Дебюсси. Он создал орк. «Прелюдию к „Послеполудню фавна“» (по эклоге Малларме, 1892-94), отмеченную утончённой и слегка печальной поэзией чувств. любований. Она явилась как бы манифестом импрессионизма в музыке. Выдающееся произв. Дебюсси — орк. триптих «Ноктюрны» (1897-99), в к-ром он достиг непосредств. и правдивой передачи впечатлений, свободной поэтич. звукописи (ярчайший образец картинной импрессионистской звукописи — «Облака», первый из «Ноктюрнов»). В 1893-1902 Дебюсси работал над оперой «Пеллеас и Мелизанда» (по сюжету и с использованием текста одноим. драмы М. Метерлинка).

Это произв. демонстрирует и импрессионизм Дебюсси, и его склонность к сумеречным образам символистского склада. Здесь как бы намеренно замкнутость, скрытность, скованность эмоций противопоставлены их неистовству у Р. Вагнера (в опере «Тристан и Изольда»). Опера «Пеллеас и Мелизанда» отмечена тонким психологизмом, чутким и правдивым воплощением интонаций франц. речи в муз. ткани речитативов.

В творчестве Дебюсси нашли воплощение и радостные, ликующие образы, родственные нек-рым тенденциям импрессионизма в живописи. Таковы фп. пьеса «Остров радости» (1904), косвенно связанная с впечатлениями от картины А. Ватто «Отплытие на Цитеру», 3 симф. эскиза «Море» (1903-05). В этом сочинении широко развёрнута симф. пейзажность, отмеченная богатством и тонкостью звуковых красок. Вместе с тем «Море» выражает контрасты человеческих эмоций. «Море» — самое крупное из симф. произв. Д. Внушительность масштабов, яркость красок не были превзойдены в более поздних соч. композитора.

Последний период творчества Дебюсси (1905-17) ознаменовался усилением внешних и внутр. противоречий. Рост революц. событий и воен. конфликтов (с 1905) подверг хрупкое, созерцат. иск-во Дебюсси испытаниям. В симф. сюите «Иберия» (1908), при всей её картинности, выступили жестковатость и графичность образов. В музыке к мистерии Г. Д’Аннунцио «Мученичество св. Себастьяна» (1911) проявились черты скорбного смятения, тревожных страстей и зловещих предчувствий. Нек-рые эпизоды этого произв. свидетельствуют о наметившихся в творчестве Дебюсси новых тенденциях неоклассицизма. Балет «Игры» (1912), партитура к-рого поражает сложностью тембровых линий, «мазков» и оттенков, отразил новый этап творчества Дебюсси: на первый план выступает виртуозно изобретательная игра звуков.

На события 1-й мировой войны 1914-18 Дебюсси откликнулся рядом произв. («Героическая колыбельная» для фп., 1914; сюита «Белым и чёрным» для 2 фп., 1915; «Рождество детей, не имеющих больше крова» для голоса и фп., на собств. текст, 1915), в к-рых стремился противопоставить чувства добра и справедливости варварским агрессивным силам. Подчёркивая свой патриотизм, Дебюсси стал подписываться в эти годы: «Клод Дебюсси, французский музыкант». Своей главной задачей он считал воспевание красоты в противовес ужасным деяниям войны, калечащим тела и души людей, уничтожающим ценности культуры. Несмотря на оживление творч. деятельности, Дебюсси был глубоко подавлен событиями войны, сковавшими его вдохновение. С 1915 Дебюсси тяжело болел, что также отразилось на творчестве.

В последних сочинениях Дебюсси — соната для виолончели и фп., 12 этюдов для фп. (1915) — заметнее проявляются неоклассич. тенденции, едва наметившиеся в предыдущих его произв. Эти соч. полны богатой композиторской фантазии, но лишены былой трепетности. Обращаясь к заветам франц. композиторов 17-18 вв., Дебюсси писал изящную, мастерскую, но в известной мере стилизованную музыку. Значение Дебюсси определяется гл. обр. сочинениями среднего периода творчества, когда расцвело его дарование как крупнейшего представителя импрессионизма в музыке. Дебюсси создал импрессионистскую мелодику, отличающуюся деликатностью и гибкостью нюансов, но в то же время известной расплывчатостью, неопределённостью. В его мелодике переходы-переливы преобладают над ясностью рисунка, движение — над кристаллизацией, изменчивость — над устойчивостью. Важнейшие её качества — хрупкость, капризность, стушёванность контуров. Отсюда и тематизм Дебюсси лишён чёткой определённости, завершённости. Темы не организуют развития целого, а расцвечивают его яркими бликами. Суть импрессионистской полифонии Дебюсси — в наложении и сплетении колористич. штрихов, совокупность к-рых достигает подчас (особенно в орк. произв.) большой сложности. Ритмика Дебюсси сочетает разнообразие деталей, бесчисленность мельчайших оттенков с отходом от чётких и широких ритмич. обобщений. Гармония Дебюсси также обнаруживает преобладание частного над общим, деталей над целым. Колорит каждой гармонии для Дебюсси гораздо важнее, чем логически функциональная связь гармоний между собой. Тональность утрачивает напряжённую структуру: не исчезая вовсе, она сохраняет лишь значение колористич. тона с гегемонией бесконечно варьируемой тонич. функции. Стремясь к постоянному «мерцанию» гармонич. красок, Дебюсси использует в колористич. плане натуральные лады, пентатонику, целотонность (с её увеличенными трезвучиями). Усложняя гармонич. средства, он пришёл к многообразным совмещениям гармоний, элементам политональности. Аналогичны черты, присущие инстр. фактуре (оркестровке, пианизму и т.п.). Пианистич. стиль Дебюсси отличается непринужд. трактовкой регистров. Он находил бесчисл. градации фп. звучностей. Часто использовал большой состав оркестра, но редко прибегал к громким, суммарным эффектам. Он заменил привычные обобщения инстр. масс последовательной детализацией. Композитор тяготел к расшатыванию, вытеснению и замене установившихся логич. связей, фигур, приёмов свободной игрой колористич. элементов, трепетной изменчивостью звуковой ткани. Тем не менее музыка Дебюсси не хаотична, поскольку она сочетает зыбкость муз. образов с ясностью и простотой формы. Особое значение у Дебюсси получили 3-частные формы разной меры сложности и протяжённости, осн. на сравнительно мягких контрастах. Дебюсси постоянно писал программную музыку, но это — типично импрессионистская программность, провозглашающая завуалированную образность, полную неясных намёков, способную возбуждать фантазию. Программность Дебюсси обычно избегает сюжетности, там, где эта сюжетность намечается, она носит скрытый характер.

Дебюсси разносторонне развил способность музыки к предельно утончённому и смутно волнующему отражению и воплощению оттенков человеч. эмоций и явлений природы. В то же время ему не были чужды светлые солнечные образы, проникнутые радостным ощущением полноты и яркости жизни. Дебюсси отстаивал высокие эстетич. требования к музыке, противопоставляя пошлой ограниченности и вульгарности мещанского вкуса подлинно прекрасное в жизни и иск-ве. Дебюсси принадлежит к величайшим мастерам франц. и мировой музыки на рубеже 19-20 вв. Его творчество оказало влияние на композиторов мн. стран.

Основные даты жизни и деятельности:

1862 — 22 VIII. В Сен-Жермен-ан-Ле (около Парижа) в семье небогатого совладельца лавки фаянсовых изделий Манюэля Ашиля Дебюсси родился сын — Клод Ашиль.

1887 — Переезд семьи Дебюсси в Париж.

1870 — Занятия с А. Моте де Флёрвиль (фп.).

1872 — 22 X. Поступление в Парижскую консерваторию. — Занятия в классах А. Ф. Мармонтеля (фп.), А. Лавиньяка (сольфеджио).

1876 — 1 -я пр. по сольфеджио. — 16 I. Первое публичное выступление в концерте в г. Шони (как пианиста в ансамбле и аккомпаниатора певицы Л. Мендес). Восторженные отзывы провинц. прессы (Дебюсси называют «маленьким Моцартом»).

1877 — 2-я пр. по классу фп. — 24 XI. Занятия в классе Э. Дюрана (гармония и аккомпанемент). — Первые композиторские опыты.

1878 — Создание романса «Звёздная ночь» на сл. Т. де Банвиля (первая рукопись Дебюсси, приобретённая издателем).

1879 — Дебюсси (по рекомендации Мармонтеля) проводит лето в замке Шенонсо (близ г. Тур) в качестве пианиста и участника домашних ансамблей в семье любительницы музыки М. Пелуз-Уильсон. — X. Поступление в класс О. Базиля (чтение партитур).

1880 — 1-й приз по чтению партитур, давший Дебюсси право поступить в класс композиции. — VII X. Служба у рус. меценатки H. P. фон Мекк в качестве пианиста (занятия с детьми, впоследствии также участие в домашнем трио). — Путешествие с семейством Мекк по Европе. — Знакомство с Р. Вагнером. — Возвращение в Париж, работа пианистом-аккомпаниатором на курсах пения г-жи Маро-Сенти. — Знакомство с певицей М. Б. Ванье и её мужем — архитектором Э. Ванье, сыгравшими важную роль в творч. развитии композитора. — 24 XII. Поступление в класс композиции Э. Гиро.

1881 — Поездка в Россию и Италию (с семьёй Мекк). — Знакомство с произв. рус. композиторов (А. П. Бородина, М. П. Мусоргского и др.).

1882 — 12 V. Первое публичное исп. произв. Дебюсси в концерте (выступление Дебюсси со скрипачом М. Тиберсом и певицей Ванье). — Вторая поездка (с Мекк) в Россию, затем в Вену (Дебюсси слушает оперу «Тристан и Изольда»). — Создание первой серии романсов «Галантные празднества» (посв. М. Б. Ванье). — Знакомство с поэзией П. Верлена, С. Малларме.

1883 — 2-я Рим. пр. за кантату «Гладиатор».

1884 — 27 VI. Рим. пр. за кантату «Блудный сын». — Работа в хор. любит. об-ве «Ла Конкордия» в качестве аккомпаниатора (президентом об-ва был в то время Ш. Гуно).

1885 — 27 I. Отъезд в Рим (в качестве стипендиата) на виллу Медичи. — Поездка на каникулы в Париж. — VII. Знакомство с П. Дюка. — Знакомство в Италии с Р. Леонкавалло, А. Бойто, Дж. Верди. — Встреча с Ф. Листом. — Изучение музыки Палестрины и О. ди Лассо.

1887 — II. Возвращение (досрочное) из Рима в Париж. — Сближение с кружком С. Малларме. — Встреча в Вене с И. Брамсом.

1888 — Поездка Дебюсси в Байрёйт, на представление опер «Парсифаль» и «Мейстерзингеры» Вагнера. — Встреча и начало долголетней дружбы с Р. Годе.

1889 — 8 I. Вступление в чл. Нац. муз. об-ва. — Знакомство и сближение с комп. Э. Шоссоном и В. д’Энди. — Вторая поездка в Байрёйт (слушает оперу «Тристан и Изольда»). Разочарование в музыке Вагнера: Дебюсси считает, что он, как француз, должен идти иными, чем Вагнер, путями. — Изучение клавира (в ориг. ред.) оперы «Борис Годунов» Мусоргского. — Большой интерес к рус. классич. музыке (слушает концерты под упр. Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Глазунова).

1890 — Встречи с видными поэтами и прозаиками того времени (посещение «Книжной лавки независимых искусств» Э. Байи).

1891 — Начало дружбы с комп. Э. Сати, продолжавшейся до смерти Дебюсси — Знакомство с творчеством М. Метерлинка.

1892 — Замысел оперы на сюжет драмы Метерлинка «Пеллеас и Мелизанда».

1893 — Поездка в Гент, вызванная необходимостью свидания с Метерлинком в связи с работой над оперой «Пеллеас и Мелизанда». — Встреча в Брюсселе с Э. Изаи. — Начало близкой дружбы с писателем П. Луисом.

1894 — 20 I. Исп. Дебюсси (вместе с Р. Шансарелем) фп. перелож. «Испанского каприччио» Римского-Корсакова в концерте Нац. муз. об-ва. — 23 XII. Первое исп. в концерте Нац. муз. об-ва «Прелюдии к «Послеполудню фавна» в присутствии Малларме (большой успех).

1896 — Посещение концертов-лекций П. Д’Альгейма и М. Олениной-Д’Альгейм, посв. творчеству Мусоргского.

1899 — 19 X. Женитьба на Р. Тексье.

1901 — IV-XII. Работа над критич. статьями для журн. «Revue Blanche». — Знакомство с писателем П. Ж. Туле. — Замысел оперы о Тристане («чтобы восстановить легендарный характер Тристана, столь искажённый Вагнером»).

1902 — Ухудшение отношений с Метерлинком из-за отказа Дебюсси поручить роль Мелизанды артистке Ж. Леблан (жене писателя). — 30 IV. Премьера оперы «Пеллеас и Мелизанда» в т-ре «Опера комик» (дирижёр — А. Мессаже, Мелизанда — П. Гарден, Пеллеас — Ж. Перье). — VI. Замысел оперы на тему новеллы Э. По «Чёрт на колокольне». — Замысел оперы «Как вам это понравится» (по Шекспиру).

1903 — III. Награждение орденом Почётного легиона. — I-VI. Сотрудничество в парижской газ. «Gil Blas» в качестве муз. корреспондента.

1905 — 2 VIII. Развод с Р. Тексье.

1906 — 25 III. Встреча с Р. Штраусом. — Знакомство с писателем В. Сегаленом.

1907 — VIII. Замысел оперы на тему «Орфея» (предложение Сегалену написать либр.).

1908 — 19 I. Первое выступление Дебюсси как дирижёра (исп. «Море») в концерте Колонна в Париже. — 20 II. Женитьба на Э. Бардак. — 1 II. Поездка в Лондон (Дебюсси исп. свои произв. «Море», «Прелюдия к «Послеполудню фавна», «Дева-избранница»). — 2 IV. Премьера оперы «Пеллеас и Мелизанда» в т-ре «Ла Скала» (под упр. А. Тосканини). — 5 VII. Подписание Д. контракта с Дж. Гатти-Казацца, предоставляющего нью-йоркскому т-ру «Метрополитен-опера» право постановки задуманных опер: «Падение дома Эшеров», «Чёрт на колокольне», «Легенда о Тристане».

1909 — II. Назначение Дебюсси чл. Высшего педагогич. совета Парижской консерватории. — Первые признаки заболевания раком. — Выступления в концертах: 25 II — в Лондоне (исп. «Ноктюрнов» и «Фавна»), III — в Париже. — V. Поездка в Лондон на премьеру оперы «Пеллеас и Мелизанда» в т-ре «Ковент-Гарден». — IX. Издание в Париже первой монографии о Дебюсси (написана Л. Лалуа). — Работа над оперой «Падение дома Эшеров».

1910 — 2 III. Первое исп. «Весенних хороводов» под упр. Дебюсси — 17 IV. Встреча с Г. Малером. — 25 VI. Присутствие на премьере «Жар-Птицы» Стравинского. Встреча с И. Стравинским в Бельвью. — 25 XI. Начало переписки между Дебюсси и Г. Д’Аннунцио. — 10 XII. Встреча в Париже с Д’Аннунцио (Дебюсси соглашается написать музыку к его мистерии «Мученичество св. Себастьяна»).

1911 — I — нач. V. Работа над музыкой к мистерии Д’Аннунцио. — 25 и 29 III. Выступления Дебюсси как дирижёра и пианиста в Париже. — 22 V. Премьера «Мученичества св. Себастьяна» в парижском т-ре «Шатле» (Ида Рубинштейн — в роли Себастьяна, декорации Л. Бакста). — Встречи с Р. Штраусом и Э. Элгаром. — Отказ Дебюсси от поездки в США.

1912 — 5 и 12 III. Конц. выступления Дебюсси (в качестве пианиста и аккомпаниатора) в Париже. — 29 V. Премьера балета В. Нижинского на музыку «Прелюдии к «Послеполудню фавна» (труппа С. П. Дягилева, т-р «Шатле», Париж). — XI. Сотрудничество в «La Revue Musicale» в качестве муз. критика.

1913 — 15 V. Премьера балета «Игры» (труппа С. Дягилева, т-р Елисейских полей, Париж). — 1-16 XII. Конц. поездка в Россию по приглашению С. А. Кусевицкого (выступления в Москве и Петербурге).

1914 — 5 II. Концерт Дебюсси и скрипача А. Гартмана в Париже (сонатный вечер). — II-III. Конц. выступления в Риме, Гааге, Париже (в качестве пианиста). — IV-IX. Поездка в Брюссель, Лондон, Анже. — XI. Сочинение «Героической колыбельной» для фп., посв. бельг. королю Альберту I и его солдатам, как отклик Дебюсси на события 1-й мировой войны.

1915 — I-III. Редактирование (по заказу изд-ва Дюрана) произв. Ф. Шопена. — Завершение 2 тетрадей этюдов, посв. «памяти Ф. Шопена», и сюиты для 2 фп. «Белым и чёрным» с эпиграфом из «Баллады о врагах Франции» Ф. Вийона. — Ухудшение состояния здоровья. — 7 XII. Операция.

1916 — IV. Отказ от проектировавшейся поездки в США. — Редактирование скрипичной сонаты И. С. Баха. — IX. Окончание второго варианта либр. оперы «Падение дома Эшеров». — Работа над кантатой «Ода Франции» (на текст Лалуа), где символом Франции должна быть Жанна д’Арк.

1917 — 22 III и 25 IV. Участие Дебюсси (вместе с д’Энди) в двух благотворит. концертах в Париже. — 5 V. Исп. Дебюсси со скрипачом Г. Пуле в Париже скрипичной сонаты (последнее произв. Д.). — 7 X. Последнее публичное выступление Дебюсси (в Сен-Жан-де-Люз; исп. с Пуле скрипичной сонаты). — Вторая операция.

1918 — 25 III. Смерть Дебюсси в Париже. — 29 III. Похороны на кладбище Пер-Лашез.

1919 — Перенос праха Дебюсси на кладбище Пасси.

Литературные сочинения:

Monsieur Croche — antidillettante, P., 1921; Статьи, рецензии, беседы, пер. с франц., коммент. А. Бушен, вступ. ст. Ю. Кремлёва, М.-Л., 1964 и др.

Литература:

Шенневьер Д., Клод Дебюсси и его творчество, пер. с франц., М., 1914; Браудо Е., Творчество Клода Дебюсси, «Аполлон», 1915, No 10; Каратыгин В., Музыкант-импрессионист, «Речь», 1915, 21 окт., No 290; его же, Клод Дебюсси, «Наш век», 1918, 30 марта, No 90; см. также: Каратыгин В. Г., Избр. статьи, М.-Л., 1965; Кремлёв Ю., Об импрессионизме Клода Дебюсси, «СМ», 1934, No 8; его же, Клод Дебюсси, М., 1965; Альшванг A., Клод Дебюсси, М., 1935; его же, Произведения К. Дебюсси и М. Равеля, М., 1963; Французская музыка второй половины XIX века. Сб. переводных работ. Вступит. статья, ред. М. С. Друскина, М., 1938; Катала Ж., Заметки об эстетике Дебюсси, «СМ», 1955, No 1; Мясковский Н. Я., Статьи, письма, воспоминания, т. 2, М., 1960; Алексеев А. Д., Французская фортепианная музыка конца XIX и начала XX века, М., 1961; Крейн Ю., Симфонические произведения Клода Дебюсси, М., 1962; Розеншильд К., Молодой Дебюсси и его современники, М., 1963; Мартынов И., Клод Дебюсси, М., 1964; Hестьев И., На рубеже двух столетий, М., 1967; Фришман Д., Программность и музыкальная форма в фортепианных прелюдиях Дебюсси, в сб.: Музыка и современность, вып. 7, М., 1971.

Ю. А. Кремлёв
Музыкальная энциклопедия под редакцией Ю. В. Келдыша. 1973–1982 гг.